rus / ita / en

Фестиваль – это всегда праздник

5 / 2018     RU / ITA / EN
Фестиваль – это всегда праздник
Александр Кулябин директор театра «Красный факел», автор идеи и руководитель Межрегионального театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит»
О фестивале «Ново-Сибирский транзит», одном из самых значимых театральных событий нашей страны, объединяющем Сибирь, Урал и Дальний Восток.

LD: Александр Прокопьевич, фестиваль юбилейный, чего особенного ждать от него в этом году?

АЛЕКСАНДР КУЛЯБИН: Для театрального мира это, конечно, очень значительное явление — стабильный фестиваль-конкурс, которых не так много. Наш фестиваль проводится с 2010 года и в этом году он состоится уже в пятый раз. В фестивале есть элемент соревнования, и практика показала, что участники, которые становятся лауреатами, потом с гордостью носят это звание.
Особенностью нашего фестиваля является и то, что мы специально даем каждому приезжающему коллективу дополнительный день в Новосибирске, чтобы артисты глубже окунулись в атмосферу фестиваля, смогли оценить других участников. Это очень важно — дать возможность не только себя показать, но и на других посмотреть.
Внутри фестиваля всегда проходит какая-то образовательная программа, лекции различных театральных специалистов. В этом году мы впервые сделаем одну интересую вещь: попытаемся сравнить методы главных режиссеров наших новосибирских театров. Андрей Прикотенко («Старый дом»), Алексей Крикливый («Глобус») и Тимофей Кулябин («Красный факел») три дня подряд будут проводить мастер-классы, и каждый из них представит свое видение процесса и свою школу. Все они учились у великих педагогов, при этом у каждого — свое понимание театра. И я думаю, подобная история будет интересна молодым участникам фестиваля, причем не только представителям актерской среды, но даже зрителям.

Есть участники, которые сильно удивили, или те, кто на голову выше других?

Это мы узнаем только в конце. Мне бы не хотелось кого-то обидеть, и вы не узнаете, есть ли у меня фавориты. На эти восемь дней я стараюсь стать для каждого добрым помощником, гостеприимным хозяином фестиваля, а для этого я должен создать абсолютно одинаковые условия для всех.
Конечно, есть те, кто приезжает на постоянной основе и участвует практически всегда: это Омский академический театр драмы, «Коляда-Театр» из Екатеринбурга — сильные, мощные, интересные театры. Также сейчас в первых рядах идет Красноярский театр юного зрителя, который приезжает уже на третий фестиваль подряд и получает награды. У ТЮЗа замечательный главный режиссер — Роман Феодори. Он ставил спектакли в нашем «Глобусе», это знаковая фигура, за которой всегда интересно следить.
Фестиваль действительно важен и интересен тем, что здесь можно понаблюдать, как развивается наша страна. Спектакль «Доходное место» из Кемерова — о коррупции, о взяточничестве. И насколько тема сейчас по-особенному звучит в связи с недавним происшествием… Хотя выбрали его, конечно, еще задолго до тех событий. Много подобных пересечений может оказаться на фестивале.

Новосибирск традиционно представит большее количество участников, чем другие города. Это связано лишь с тем, что они из Новосибирска, или уровень наших театров действительно выше?

Если смотреть объективно, то другие города просто уступают Новосибирску по количеству театров. Даже в Екатеринбурге их меньше, чем у нас.
С другой стороны, не мы ведь выбираем участников, это не мое желание. Экспертный совет составляет театральную карту регионов из лучшего, что есть на данный момент. Наверное, все-таки неслучайно, что Новосибирск каждый раз представляет больше всего названий, — значит, здесь более активная, более прогрессивная театральная жизнь.
Моя задача — организовать фестиваль и создать ему определенные условия для того, чтобы творческие люди могли показать все, на что они способны, — а оценку уже дают другие. У нас есть специальное жюри, которое определит победителей.

На ваш взгляд, с каждым новым фестивалем уровень театров, спектаклей и культуры в целом возрастает?

Все настолько относительно и субъективно, как, в принципе, и весь конкурс, что я отношусь к этому с некой иронией. Конечно, мы следим за всем, что происходит, фестиваль старается идти в ногу со временем. Но можно долго спорить о том, идет развитие или нет, — а может, пять лет назад спектакли были гораздо интереснее и авангарднее, чем сейчас? Каждый фестиваль такой, какой есть, а уже когда он пройдет, критики будут решать, чем он все-таки отличался от предыдущих и как в целом развивается культура.

Что будет в программе фестиваля, помимо самих спектаклей?

В этот раз мы пригласили генерального директора «Золотой маски» Марию Ревякину, нашу землячку, которая когда-то была директором «Глобуса». В нашем клубе «Будем знакомы» она расскажет о развитии главного театрального фестиваля страны. Помимо этого, к нам приедут крупные зарубежные театральные менеджеры из Франции и Швейцарии, которые будут говорить о тенденциях развития театра. Пройдет очень интересная лекция по маркетингу Артура Гукасяна, специального гостя из Армении.
Кроме этого, по вечерам, после спектаклей, наши участники в шуточной форме будут соревноваться в традиционном конкурсе капустников. Тема у нас всегда одна — дорога, в этом году она будет пешеходной. Наш фирменный знак — человек на колесе, мы называем его «перекатывающийся пилигрим». Он путешествует по всему миру и ассоциируется с бродячим актером — поэтому и тема будет такая. Капустники вообще проходят очень весело и смешно, конкурсанты всегда к ним готовятся и с удовольствием принимают участие.
Также постоянно будет работать наше вечернее «КаФе», где мы общаемся за рюмкой чая, обсуждаем прошедший день. На фестивале встречаются друзья, знакомые, люди, которые вместе учились. Зачастую случаются просто потрясающие встречи.

В театре, в большинстве случаев, происходит определенное самоочищение, человек становится чуть светлее, чуть лучше.
Я думаю, каждый интеллигентный житель нашего города должен этот фестиваль посетить

Именно поэтому внутренняя программа для нас принципиально важна. Для атмосферы, для понимания того, что ты занимаешься очень важным делом. Есть много театров‑участников, которые являются единственными в своем городе, и им порой кажется, что они как-то отстранены от остального мира, — а здесь это ощущение проходит.
И театр «Красный факел», весь наш коллектив — хозяева этого фестиваля, а радушные хозяева всегда встречают гостей крепкими объятиями, добротой и любовью — это всегда ощущается, и чувства эти остаются надолго.

Были ли какие-нибудь сложности в этом году с организацией фестиваля?

В этот раз мы столкнулись с небольшими финансовыми затруднениями. Как правило, финансирование фестиваля осуществляется из различных источников. Прежде всего, львиную долю берет на себя Правительство Новосибирской области, большое им за это спасибо. Всегда помогает мэрия Новосибирска. Третий источник — это Союз театральных деятелей России, который очень сильно помогал нам на первом этапе. Также несколько лет подряд нас поддерживает фонд Михаила Прохорова, спонсор и партнер фестиваля.
К сожалению, в этом году впервые Министерство культуры Российской Федерации не выделило нам ни копейки. Причин они не объясняют, но мы примерно их осознаем. Произошли изменения, какие-то новые веяния — и один из самых крупных фестивалей, который является по-своему уникальным и объединяет три региона, не получил финансирования, хотя суммы мы запрашивали не самые большие. И сейчас нам приходится просить дополнительные средства у областной администрации, чтобы фестиваль прошел достойно.
Но где-то все равно пришлось сэкономить, урезать программу — и внутри, и в перечне мастер-классов. Это сказалось и на рекламной кампании, она пройдет с меньшим размахом. Тем не менее фестиваль мы обязательно проведем на высоком уровне.

Почему жителям Новосибирска необходимо поучаствовать в этом фестивале?

Во‑первых, фестиваль — это всегда праздник с атмосферой любви и добра. К тому же в театре, в большинстве случаев, происходит определенное самоочищение, человек становится чуть светлее, чуть лучше. Я думаю, каждый интеллигентный житель нашего города должен этот фестиваль посетить. И желательно не один спектакль, а как минимум три или четыре, причем лучше на разных площадках. Для того, чтобы соотнести разные работы и почувствовать атмосферу праздника. Когда ты приходишь на один конкретный спектакль — ты не на фестивале, тебя просто заинтересовали определенная тема или название.
Очень радует, что фестиваль уже приобрел своих постоянных зрителей, которые понимают и ценят его идею. Билеты быстро исчезают, поэтому поторопитесь. Приходите на фестиваль, будьте его соучастниками, ведь он не только наш — он ваш! Фестиваль города Новосибирска.