rus / ita

Новосибирск – город света и неба!

6 / 2017 RUS / ITA
Новосибирск – город света и неба!
Штефани Петер директор Гёте-Института в Новосибирске
Завершая свою культурную миссию в Сибири, Штефани Петер поделилась своими самыми яркими впечатлениями четырехлетней работы и рассказала, какие воспоминания о Новосибирске увезет с собой в Германию.

СТИЛЬ: Штефани, работа любой культурной организации во многом зависит от видения руководителя. В чем, по-вашему, заключается главная задача Гёте-Института в Новосибирске?

ШТЕФАНИ ПЕТЕР: Это, безусловно, развитие сотрудничества в культурной сфере между Сибирью и Германией и трансляция актуальной картины того, что происходит сегодня в Германии, так как сибиряки находятся достаточно далеко от Европы и не всегда могут позволить себе совершать поездки в европейские культурные столицы.

Какие моменты вашей жизни в Новосибирске запомнились вам больше всего?

Все эти четыре года работы в Гёте-Институте Новосибирска были для меня очень продуктивными. Мне хотелось бы упомянуть о нескольких главных направлениях, в которых мы развивали наши проекты и которые наполнили яркими эмоциями мою жизнь здесь. Одно из них — музыка. Я очень люблю слушать музыку, слушаю ее много, обожаю открывать для себя какие-то новые вещи, и, конечно, Новосибирск с его богатыми музыкальными традициями в этом смысле был для меня самым правильным местом. Моя квартира находится за консерваторией, и я часто наблюдала, как идут на занятия студенты со своими музыкальными инструментами. Или вот, через дорогу расположился Первомайский сквер, полный уличных музыкантов. А в кафе, барах, клубах Новосибирска звучит самая разная музыка: джаз, техно, бардовская песня. Моим личным открытием стала новосибирская группа «Буерак», мне особенно нравится их песня о таксисте: очень поэтичный текст об одиноком человеке, который в минуту отчаяния вызывает такси и просто ездит по городу, разговаривая с таксистом. В 2013 году я познакомилась с музыкальным объединением «Эхотурист» — под этим брендом развивается множество направлений, от экспериментальной электроники до краут-рока. Замечательный проект, необычный, креативный, с юмором, — просто отражение своего времени! Вскоре родилась идея фестиваля электронной и экспериментальной музыки CTM Siberia, который прошел в Красноярске и Новосибирске. География события охватила территорию от Сибири до Карелии, также фестиваль посетили передовые европейские музыканты. Благодаря этому событию лидеры объединения «Эхотурист» братья Михаил и Евгений Гавриловы, а также их красноярский коллега по цеху Стас Шарифуллин получили новый толчок для развития. И здесь я перехожу к еще одному важному направлению нашей работы — это поддержка деятелей культуры и культурной инфраструктуры в целом. Дело в том, что в Сибири, да и в России вообще, есть очень четкое деление на официальную и неофициальную культуры. Например, если художник носит странную прическу, ходит в рваных джинсах (не модных «в дырочку», а действительно рваных, потому что на новые у него нет денег), то люди, от которых зависит развитие культуры в городе, вряд ли воспримут его всерьез. А нам было важно, чтобы таких художников замечали: слушали, смотрели!

Кого-нибудь заметили благодаря вашей работе?

Примеров очень много. Большинство проектов, которые мы делали: фестиваль CTM Siberia, выставка «Гениальные дилетанты», интерактивная инсталляция «Разговоры из темной комнаты» — вовлекли в себя практически всю креативную аудиторию Новосибирска. Мы провели огромную исследовательскую работу, и я была в восторге от того, какой потенциал мы здесь обнаружили: это люди, которых не встретишь на обычных культурных мероприятиях, — такие, например, как молодые художники Маяна Насыбуллова и Филипп Крикунов. Сейчас они интегрируются в культурные учреждения города. Филипп сотрудничает с кинотеатром «Победа», а Маяна работает в муниципальном выставочном пространстве «Арт Ель». Для меня огромное удовольствие видеть, как они развиваются, и приятно осознавать, что в этом есть наш небольшой вклад.

Но вы поддерживаете не только авангардное искусство.

Безусловно, у нас есть невероятное количество традиционных классических форматов. В качестве примеров я могу привести Фестиваль немецкого кино в кинотеатре «Победа», также в 2015 году в сотрудничестве с консерваторией и филармонией мы проводили концерт барочной музыки «Страсти по Марку». Еще одним примером служит международный музыкальный фестиваль «Сибирские сезоны», который проводят Сергей Шебалин и Елена Рудзей, — этот проект тоже очень важен для нас с точки зрения работы с молодыми музыкантами. В прошлом году в Новосибирском краеведческом музее прошла прекрасная выставка классической фотографии Хельги Парис, погрузившая зрителей в атмосферу 60–70‑х годов XX века. Кроме того, у нас богатая литературная программа: мы приглашаем в Новосибирск немецких писателей, устраиваем им встречи с читателями, с местными писателями и поэтами. Некоторых новосибирских деятелей искусства удается отправлять в Германию на разные фестивали и образовательные мастер-классы.

Так что большая часть наших проектов носит вполне традиционный характер, знакомит новосибирцев с культурой Германии и понятна большинству людей. Тем более что мы в прямом смысле ищем с ними общий язык: в прошлом году Гёте-Институт открыл в Новосибирске собственные языковые курсы. Раньше собственных языковых курсов у нас не было — мы поддерживали два сертифицированных центра немецкого языка в Академгородке и в Новосибирском государственном техническом университете. И вот в 2016 году, спустя почти восемь лет с начала работы Гёте-Института в Новосибирске, мы приняли решение о пересмотре структуры института. Результатом этого стал успешный старт собственных курсов немецкого языка под брендом Гёте-Института, и в дальнейшем мы надеемся расширять это направление нашей языковой работы.

Мы часто говорим о культурном обмене между странами, о том, что культура примиряет и объединяет, но вы хоть раз видели, как ваша работа действительно решила какие-то реальные проблемы?

Было бы в корне неверно приписывать культуре функции решения проблем геополитики, экономики и так далее. Культура дает нам возможность учиться. Когда мы смотрим современные немецкие фильмы, мы понимаем, какие проблемы волнуют немцев, что для них важно. Хотя этого недостаточно — нужно получать информацию из других источников, чтобы понимать исторический, политический, общественный контексты развития, понимать, почему люди действуют так или иначе, почему они именно такие, а не другие. Я бы сказала, что культура показывает нам мирные способы взаимодействия, вдохновляет на то, чтобы строить какие-то сообщества, формировать диалог и оставаться в нем. Но, к сожалению, глобальных проблем культура не решает. Было бы прекрасно думать, что культура могла бы служить нам ориентиром того, как избегать силовых конфликтов, но не более.

Что вы запомните о Сибири, что будете рассказывать своим друзьям в Европе?

Первое — что лето здесь настолько жаркое, насколько холодная зима. И, что меня невероятно вдохновляло зимой здесь продается мороженое! (смеется.) И что бутерброд называется бутербродом, хотя это немецкое слово. А самой емкой цитатой, которая практически стала моим девизом в Сибири, я считаю один из лозунгов «Монстрации» 2016 года: «Здесь вам не Москва!». Он описывает очень многое, что здесь происходит: Новосибирск действительно не Москва, и этому можно только радоваться. Это отражает локальное самосознание, подчеркивает, что здесь возможны вещи, которые нельзя себе представить в Москве. Но есть здесь и негативный аспект, потому что сильная централизация и эксплуатация, которая осуществляется Москвой по всей стране, — это не самая позитивная тенденция. Я не знала Россию до приезда в Новосибирск, и мне кажется, мне выпала наилучшая возможность познакомиться с вашей страной с «черного хода». Что такое российская культура, что такое российские пейзажи, российская политика, общество — я узнала именно здесь. Отсюда я лучше поняла Москву и Санкт-Петербург. Иногда я думала: «Как жаль, что я не работаю в этих городах, там столько всего происходит». Но с другой стороны, я чувствовала, насколько концентрированная в Сибири жизнь, и научилась ценить то разнообразие событий, форм, жанров, которое есть в культурных столицах. Пусть это пафосно прозвучит, но я до самой смерти буду признательна Новосибирску за то, что он дал мне возможность познакомиться с Россией.

А еще жизнь в Сибири полна сюрпризов. Мы, немцы, приучены все планировать, а здесь это просто невозможно. Точнее, мы можем запланировать и провести прекрасное мероприятие, но оно будет несколько другим — в нем будет много спонтанности, силы, неистовства. Вот в этом вашем неистовстве — особенное очарование.

А ваше очарование всегда было в лаконичном, интеллектуальном образе, который традиционно подчеркивал вашу принадлежность к европейской культуре. Из чего складывается этот образ?

Так получилось, что по своей природе я люблю очень разные вещи: мода, литература, театр, комиксы, хорошая еда — все, что называется словом «культура». Я люблю выходить из дома, путешествовать пешком и на велосипеде, посещать новые места. Несмотря на то, что у меня нет личной странички в Facebook, потому что я считаю, что уже переросла эту потребность, у меня очень широкий круг друзей, своя «социальная сеть», из которой я получаю советы, на что в сфере культуры обратить внимание. В последнее время я все больше читаю журналы или какие-то эссе в интернете, газеты и информационные порталы на разных языках — английском, немецком, польском. Сейчас пытаюсь читать на русском, но иногда мне нужна помощь переводчика. Что касается культурных мероприятий, то совсем недавно я вернулась из Германии, где в Касселе присутствовала на открытии выставки современного искусства Documenta — это очень крупная выставка, которая проводится раз в пять лет. И возможно, все, что я перечислила, дает мне кругозор и собственное чувство стиля, которое я транслирую в разных странах, в том числе в Новосибирске.

Какие места здесь полюбились вам больше всего?

Улицы Ленина и Советская просто прикипели к моему сердцу. Я вообще очень полюбила центр города, где находится моя квартира. Мне нравится Академгородок — я с удовольствием гуляю по нему, выбираюсь на Обское море. А еще очень люблю ездить по Новосибирску и его окрестностям на автомобиле — все эти окраины, здания, построенные вне всяких традиций, переплетение стилей выглядят очень по-американски. И еще мне кажется, что Новосибирск — город неба. То, как он выглядит, очень зависит от неба над ним: отсветы неоновой рекламы в ночных облаках, дождевые тучи или потрясающие закаты. Определенно, Новосибирск — это город света и неба.